Среди графических дизайнеров существует негласное правило: «Если аудитория сосредоточена на реквизите, то мы делаем свою работу неправильно». Действительно, 90% того, что они создают для кинокартины, прочно стоит на заднем плане и должно быть тщательно детализировано, чтобы исчезнуть, раствориться в условиях кадра. Именно этим и занимается Энни Аткинс. Она создает не просто вывески на домах, мимо которых проходят герои, не просто коробочки, в которых они покупают пирожные, она творит атмосферу фильма и переносит зрителя в параллельный мир.
Энни Аткинс уже сделала себе имя в Голливуде, поработав с Уэсом Андерсоном и Стивеном Спилбергом. Ее самые громкие кейсы — это невероятно реалистичные банкноты для «Отель "Гранд Будапешт"», политические транспаранты для «Острова собак» и поддельные паспорта для «Острова шпионов». Секрет ее успеха в том, что она научилась избавляться от цифровых инстинктов и встать на место персонажа — или времени, или места, для которого она разрабатывает концепт. Энни воспринимает как вызов создание вручную того, что в прошлом могло быть произведено лишь человеческими усилиями.
История Аткинс началась с того, что она, закончив университет со степенью в области визуальных коммуникаций, стала арт-директором в рекламной компании McCann Erickson в исландском офисе агентства. Через несколько лет энтузиазм Энни начал угасать — она обнаружила, что снова и снова выполняет рутинную работу, от которой не получает удовлетворения. Нуждаясь в отдыхе от дизайна, девушка поступила в магистратуру по кинопроизводству в Дублинском городском университете и думала полностью уйти в эту индустрию, стать оператором или техником на съемочной площадке. Однако Аткинс открыла для себя совершенно другой мир. Ей никогда по-настоящему не приходило в голову, что люди, стоящие за реквизитом фильма, вроде писем, карт, блокнотов и плакатов, которые она видела на экране, были работой графического дизайнера.
Вскоре после окончания учебы Энни устроилась на работу в телешоу BBC «Тюдоры» — большая костюмированная драма о Генрихе VIII. Задача состояла в том, чтобы представить, что бы сделал графический дизайнер в то время, когда эта профессия еще даже не существовала, поэтому Аткинс взяла на себя роль каменщиков и летописцев, создав реквизит, который казался подлинным для того периода.
Славу и признание дизайнеру принесла картина Уэса Андерсона «Отель "Гранд Будапешт"», для которого она сотворила целую эстетику. Фильм получился настоящим произведением искусства, полным мелких, но приятных глазу деталей, особых оттенков и идеальной симметричности. Ей было поручено создать графические фрагменты, описанные в сценарии, которые с маниакальной точностью передают мир «Отеля» и переносят зрителя в вымышленную предвоенную Зубровку. Также жизненно важно учитывать персонажей и самих актеров, ведь реквизит должен помогать им с головой окунуться в микроклимат киноленты, каждой клеточкой тела ощутить себя частью сюжета. Магия происходит, когда все эти детали сплетаются воедино и история оживает, притягивая к себе сотни тысяч зрителей по всему миру, а американская Академия киноискусства номинирует работу графического дизайнера на премию «Оскар».
На номинацию «Оскар» за лучший производственный дизайн за свою работу над «Отель "Гранд Будапешт"» Энни отреагировала спокойно, решив посмотреть премию в доме своих родителей в Уэльсе в воскресенье вечером, но заснула на половине. А вот отец оказался выносливее и под утро разбудил дочь радостной новостью о том, что она выиграла «Оскар». Позже Аткинс призналась, что знала, что фильм под руководством Андерсона получится особенным, но не ожидала, какой опыт эта картина принесет ей.
Работа Энни настолько разнообразна и непредсказуема, что она никогда не знает, в каком историческом периоде будет работать дальше. Над одним проектом Аткинс трудится от 6 до 9 месяцев — это относительно недолгий промежуток времени, а дальше новая история — новый мир. Таким образом, для того, чтобы быть замеченным в этой отрасли, необходимо стать хамелеоном и не иметь «фирменного» стиля. Нужно уметь адаптироваться к любому сюжету, периоду или персонажу, и Аткинс стала своего рода сорокой, которая собирает различные навыки, необходимые для создания аутентичного реквизита.
Сейчас Энни занимается тем, что проводит семинары для графических дизайнеров, которые хотят повторить ее успех. На ее классах стоит строгий цифровой запрет, поскольку она уверена, что студенты и так справятся с программой фотошопа, а вот понять принцип создания дизайна для произведений прошлого можно только вручную. Более того, она делится практическими советами о том, как взаимодействовать со сценарием, как создать портфолио и кому его лучше отправить. Она не боится выдавать все свои секреты, трюки и навыки, потому что хочет работать с талантливыми, квалифицированными людьми, которые понимают процесс, и вместе развивать индустрию.
Дизайнеры всегда хотят что-то исправить, но именно благодаря человеческим ошибкам мир остается самобытным. Реальность интереснее чем то, что мы материализуем. Воображение не может сравниться с реальной, живой историей дизайна. И, на самом деле, начиная что-то новое, мы никогда не начинаем с чистого листа.
Энни Аткинс
Фото: Annie Atkins
ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО